ПРОДАЖА И ВНЕДРЕНИЕ 1С

по всей России

+7 (495) 223-32-11

Заказать обратный звонок

8 (800) 775-90-01

Бесплатно по России

15.12.2010

С принятием Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» изменились основные финансовые механизмы функционирования бюджетных учреждений. Закон вступает в силу с 1 января 2011 года, однако руководителям учреждений уже сейчас следует провести большую подготовительную работу: начать подготовку к новым условиям хозяйствования, а так же определиться с выбором правовой формы бюджетного учреждения

Закон № 83-ФЗ устанавливает, что все государственные и муниципальные учреждения будут делиться на три типа: бюджетные, автономные, казенные.

При переходе в новый статус у бюджетных учреждений останутся неизменными:

  • единый план счетов государственных (муниципальных) учреждений — останется прежним, но будут внесены некоторые изменения в структуру счета;
  • система управления — не потребуется переназначение руководителей и иных должностных лиц учреждений;
  • лицензии, свидетельства об аккредитации, иные разрешительные документы, выданные учреждениям, — продолжат действовать.
Основные характеристики новых типов государственных и муниципальных учреждений Бюджетные учреждения

Бюджетное учреждение может быть создано в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. Оно осуществляет деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, от выполнения которого оно не вправе отказаться. Финансовое обеспечение выполнения этого задания осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета.

Сверх установленного государственного (муниципального) задания бюджетное учреждение имеет право выполнять платные работы, оказывать платные услуги, относящиеся к его основным видам деятельности. В тоже время бюджетное учреждение вправе осуществлять виды деятельности, не являющиеся основными, в случаях, когда это служит достижению целей, ради которых оно создано. Такая деятельность должна быть указана в его учредительных документах.

Доходы, полученные от приносящей доход деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.

Что касается имущества, то оно закрепляется за учреждением на праве оперативного управления, и бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым и недвижимым имуществом.

Автономные учреждения

Автономные учреждения могут быть созданы в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах, но только в случаях, установленных федеральными законами. Остальные автономные учреждения, сфера деятельности которых не указана в Законе об автономных учреждениях, созданные до 01.01.2011 года, подлежат реорганизации или ликвидации в течение года со дня официального опубликования Федерального закона N 83-ФЗ (до 10.05.2011 года).

Как и бюджетное учреждение, автономное учреждение отвечает по своим обязательствам имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ним учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества.

Государственное (муниципальное) задание для автономного учреждения формируется и утверждается учредителем в соответствии с видами деятельности, отнесенными его уставом к основной деятельности. Финансовое обеспечение основной деятельности осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета и иных не запрещенных федеральными законами источников.

Автономное учреждение без согласия учредителя не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним учредителем или приобретенным автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. Остальным имуществом, в том числе недвижимым имуществом, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно.

Доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано. Собственник имущества автономного учреждения не имеет права на получение доходов от осуществления автономным учреждением деятельности и использования закрепленного за автономным учреждением имущества.

Автономное учреждение, в отличие от бюджетного, не может выступать государственными или муниципальными заказчиками на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд и не подпадает под действие Федерального закона N 94-ФЗ.

Автономные учреждения с 2011 года смогут открывать не только счета в кредитных организациях, но и лицевые счета органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов РФ, муниципальных образований.

Казенные учреждения

Казенное учреждение представляет собой бюджетное учреждение, лишенное права на получение доходов от приносящей доход деятельности.

Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.

Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительных документах. При этом доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Перечень казенных учреждений ограничен.

Частью 1 ст. 31 Закона № 83-ФЗ предусмотрено создание федеральных казенных учреждений путем изменения типа следующих федеральных государственных учреждений:

  • управления объединений, управления соединений и воинские части Вооруженных Сил РФ, военные комиссариаты, органы управления внутренними войсками, органы управления войсками гражданской обороны, соединения и воинские части внутренних войск, а также других войск и воинских формирований;
  • учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы, учреждения, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, выполняющие специальные функции и функции управления;
  • специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;
  • учреждения МВД РФ, Главного управления специальных программ Президента РФ, Федеральной миграционной службы, Федеральной таможенной службы, Федеральной службы безопасности РФ, Службы внешней разведки РФ, Федеральной службы охраны РФ, специальные, воинские, территориальные, объектовые подразделения федеральной противопожарной службы МЧС России, аварийно-спасательные формирования федеральных органов исполнительной власти;
  • психиатрические больницы (стационары) специализированного типа с интенсивным наблюдением, лепрозории и противочумные учреждения.

При решении вопроса о выборе типа учреждения необходимо обратить внимание на следующие моменты:

  • казенное учреждение может быть создано не только для оказания государственных (муниципальных) услуг, выполнения работ, но и для исполнения государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления. В то же время бюджетное и автономное учреждения создаются исключительно с целью выполнения работ либо оказания услуг. Таким образом, если на учреждение планируется возложить не только выполнение работ или оказание услуг, но и исполнение государственных (муниципальных) функций, тип такого учреждения должен быть казенным;
  • состав сфер деятельности казенных и автономных учреждений ограничен, в то время как состав сфер деятельности бюджетных учреждения не является закрытым;
  • доходы от предпринимательской деятельности автономными и бюджетными учреждениями будут зачисляться на их собственные счета и расходоваться на правах самостоятельного распоряжения. В свою очередь доходы, полученные казенными учреждениями, будут зачисляться в доход бюджета;
  • казенные учреждения не имеют права предоставлять и получать кредиты (займы), приобретать ценные бумаги. Субсидии и бюджетные кредиты казенным учреждениям не предоставляются;
  • бюджетные учреждения не будут являться получателями средств бюджета, но на них будет распространяться 94-ФЗ (в отличие от автономного учреждения) и они обязаны вести реестры закупок, осуществленных без заключения соответствующих договоров (контрактов);
  • все государственные и муниципальные учреждения обязаны опубликовывать отчеты о своей деятельности и об использовании закрепленного за ним имущества.

В заключение хочется заметить, что только со временем можно будет определить, явился ли выбранный тип учреждения оптимальным.

Порядок изменения типа учреждения утвержден Постановлением Правительства РФ от 26 июля 2010 г. №539 «Об утверждении Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений».

При изменении типа государственного или муниципального учреждения в его учредительные документы вносятся соответствующие изменения. Изменение типа не является реорганизацией учреждения, за учреждением сохраняются все имеющиеся у него лицензии и иные разрешительные документы.

Решение об изменении типа федерального учреждения в целях создания федерального казенного учреждения принимается Правительством РФ. Если тип учреждения меняется на бюджетное или автономное, то решение принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности.

Изменение типа государственного (муниципального) учреждения не влечет сокращения объема бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период, выделяемых федеральному органу исполнительной власти как главному распорядителю средств федерального бюджета на оказание государственных услуг (выполнение работ), при условии сохранения объема государственных услуг (работ), подлежащих оказанию (выполнению).

Ссылки по теме:

  • Автоматизация учета в государственных учреждениях и бюджетных организациях
  • Он-лайн консультации по ведению учета в программах 1С для бюджетных учреждений

К списку советов

Заказать обратный звонок

Позвонить
Отправлено! В самое ближайшее время наш менеджер свяжется с Вами.