Личный кабинет Избранное
С заботой о клиенте!
+7 (495) 223-32-11
Работаем по всей России
8 (800) 775-90-01
Бесплатно, круглосуточно
Закажи звонок
Либо задай
вопрос онлайн

Реформа ценообразования в строительстве: новации в методике определения сметной стоимости

Проконсультироваться
со специалистом 1С

Консультироваться

Проконсультироваться со специалистом 1С

30.10.2020

Приказом Минстроя России от 04.08.2020 № 421/пр утверждена Методика определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ на территории РФ (далее – методика).

Документ опубликован на официальном портале правовой информации 24 сентября 2020 года, размещен на сайте Минстроя России и вступил в силу 5 октября 2020 года.

Методика разработана в соответствии с ранее принятыми нормами ГК РФ и согласно стратегии развития строительной отрасли до 2030 года. Одними из основных направлений стратегии являются актуализация нормативно-технической базы и реформа ценообразования в строительстве. Запланированное сначала на 2018 год, потом на 2019 год завершение реформы сметного ценообразования в строительстве сейчас перенесено на 2022 год. К этому сроку должна быть полностью доработана ФГИС ЦС и обеспечена возможность получения качественной информации о ценах на строительные ресурсы.

Единые методы формирования сметной стоимости

Как следует из названия методики и пункта 1 общих положений, документ определяет единые методы формирования сметной стоимости:

  • строительства;
  • реконструкции;
  • капитального ремонта;
  • сноса объектов капитального строительства;
  • работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).

Как видим, порядок определения сметной стоимости реставрационных работ урегулирован единой методикой, разработанной Минстроем.

Как и в ГК РФ (п. 30 ст. 1), новой методикой определено, что сметная стоимость – это расчетная стоимость, определяемая на этапе архитектурно-строительного проектирования, подготовки сметы на снос объекта капитального строительства и применяемая в соответствии со статьей 8.3 ГК РФ.

Затраты, учитываемые в сметной стоимости

В сметной стоимости строительства учитываются затраты, подлежащие определению на этапе:

  • архитектурно-строительного проектирования;
  • подготовки сметы на снос объекта капитального строительства.

В сметной стоимости учитывается в том числе стоимость строительных работ, стоимость ремонтно-строительных работ (при выполнении работ по капитальному ремонту), стоимость ремонтно-реставрационных работ (при выполнении работ по сохранению объектов культурного наследия), работ по монтажу и капитальному ремонту оборудования, стоимость оборудования, стоимость прочих затрат.

Применяемые нормативы

При определении сметной стоимости применяют (п. 8 методики):

  • сметные нормы, в том числе:

    • на строительные работы (ГЭСН);
    • ремонтно-строительные работы (ГЭСНр);
    • монтаж оборудования (ГЭСНм);
    • капитальный ремонт оборудования (ГЭСНмр);
    • пусконаладочные работы (ГЭСНп);
    • ремонтно-реставрационные работы (ГЭСНрр);
  • федеральные единичные расценки и отдельные их составляющие, в том числе расценки:

    • на строительные работы (ФЕР);
    • ремонтно-строительные работы (ФЕРр);
    • монтаж оборудования (ФЕРм);
    • капитальный ремонт оборудования (ФЕРмр);
    • пусконаладочные работы (ФЕРп);
    • ремонтно-реставрационные работы (ФЕРрр).
  • Наряду с ФЕРами при определении сметной стоимости применяют цены на материалы, изделия, конструкции и оборудование, применяемые в строительстве (ФССЦ), расценки на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств (ФСЭМ), а также цены на перевозку грузов для строительства (ФССЦпг);

  • территориальные единичные расценки и отдельные их составляющие, в том числе расценки:

    • на строительные работы (ТЕР);
    • ремонтно-строительные работы (ТЕРр);
    • монтаж оборудования (ТЕРм);
    • капитальный ремонт оборудования (ТЕРмр);
    • пусконаладочные работы (ТЕРп).
    • Наряду с перечисленными ТЕРами применяют территориальные расценки на материалы, изделия, конструкции и оборудование, применяемые в строительстве (ТССЦ), на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств (ТСЭМ) и на перевозку грузов для строительства (ТССЦпг);

  • отраслевые сметные нормы и единичные расценки.

Три метода

Методикой (п. 10) установлены три метода определения сметной стоимости строительства:

  • ресурсный (РМ) – с использованием сметных норм и сметных цен строительных ресурсов, размещенных в ФГИС ЦС;
  • базисно-индексный (БИМ) – с применением соответствующих коэффициентов к сметной стоимости. Имеется в виду стоимость, определенная с использованием единичных расценок, в том числе их отдельных составляющих, сведения о которых включены в ФРСН, разработанных в базисном уровне цен;
  • ресурсно-индексный (РИМ) – с использованием сметных норм, сметных цен строительных ресурсов в базисном уровне цен и одновременным применением информации о сметных ценах, размещенной в ФГИС ЦС, а также индексов изменения сметной стоимости к составляющим единичных расценок в базисном уровне цен.

Последний из перечисленных методов (РИМ) является приоритетным на период перехода определения сметной стоимости от БИМ к РМ. РИМ будет применяться в случае отсутствия сметных цен строительных ресурсов в ФГИС ЦС.

Обновленные формы и их применение

В методику включены обновленные формы локальных сметных расчетов (смет), способы их детализации, описание и требования к заполнению, оформлению. Методика содержит алгоритм математических расчетов и подведения итогов сметных расчетов с учетом нормативных правовых актов РФ, устанавливающих требования к формату представления электронных документов, в том числе в формате XML.

Сметные расчеты разрабатываются по рекомендуемым образцам, приведенным в приложениях 2–7 к методике. Рекомендуемый образец не является обязательной для применения формой, носит рекомендательный характер. Применять рекомендованные образцы форм, являющиеся приложением к методике, можно по мере того, как застройщик будет готов их использовать. Ну и, безусловно, к приему таких форм должны быть готовы органы экспертизы (письмо Минстроя России от 16.10.2020 № 41798-ИФ/09).

Учет затрат, отсутствующих в ФГИС ЦС

Затраты, сведения о которых отсутствуют в ФГИС ЦС, методика (п. 13) рекомендует определять на основании данных конъюнктурного анализа. Конъюнктурный анализ – это способ выбора наиболее экономичного варианта затрат по результатам сбора информации о текущих ценах. Результаты конъюнктурного анализа можно представить по рекомендуемой форме (приложение 1 к методике). Форму подписывает застройщик или технический заказчик. Какую информацию, в каких источниках и по каким производителям следует анализировать, указано в пунктах 14–17 методики. Здесь же изложены требования к документам, обосновывающим стоимость строительных ресурсов, указаны сроки их действия, определены перечень приводимых в указанных документах сведений и прочие требования, предъявляемые к документам, обосновывающим стоимость строительных ресурсов.

Новая методика содержит порядок определения:

  • сметных цен на индивидуально изготавливаемые материалы, изделия и конструкции (не реализуемые (не производимые) как самостоятельный вид продукции (заводское изготовление) на территории ценовой зоны (субъекта РФ или частей его территории));
  • стоимости индивидуального стандартизированного (адаптированного) и (или) нестандартизированного оборудования, несерийных строительных машин.

В методике обновлены коэффициенты для учета в сметной документации влияния условий производства работ, предусмотренных проектной и (или) иной технической документацией (приложение 10).

Новое в перечне и порядке определения прочих и лимитированных затрат

Расширены перечень и порядок определения прочих и лимитированных затрат, включаемых в главу 9 сводного сметного расчета стоимости строительства (ССРСС). Теперь в главу 9 ССРСС (графы 7 и 8) можно включать затраты:

  • по подключению (технологическому присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе к информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также на технический надзор собственников (владельцев) указанных сетей инженерно-технического обеспечения (п. 2.9 приложения 9);
  • связанные с проведением на территории строительства специальных мероприятий по предотвращению распространения вирусных инфекций (п. 2.6 приложения 9);
  • с предоставлением обязательной банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта и гарантийных обязательств (п. 2.17 приложения 9) и на расширенное банковское сопровождение контрактов (п. 2.24 приложения 9);
  • на страхование объекта строительства, осуществляемое в соответствии с законодательством РФ (определяют расчетом согласно ценам и тарифам страховых организаций в соответствии с пунктом 13 методики, указаны в пункте 2.20 приложения 9);
  • связанные с применением технологий информационного моделирования при осуществлении строительства (п. 2.21 приложения 9). Определяются расчетом на основании данных проектной и (или) иной технической документации;
  • затраты заказчика на кадастровые работы, оформление технических паспортов объектов (п. 2.22 приложения 9) и др.

Включение затрат на осуществление авторского надзора (п. 173 методики) допускается по объектам, обязательное проведение авторского надзора по которым предусмотрено законодательством РФ. Учесть такие затраты можно также по решению заказчика при согласовании с главным распорядителем средств соответствующего бюджета (за исключением случаев, когда заказчиком является главный распорядитель бюджетных средств). Лимит затрат на проведение авторского надзора определяется в размере 0,2 % от итогов графы 8 глав 1–9 сводного сметного расчета и включается в графы 7 и 8. Лимит затрат на проведение авторского надзора не учитывает стоимость проезда лиц, осуществляющих авторский надзор, на объект строительства и обратно (п. 174 методики). Данные затраты определяются дополнительно в порядке, установленном нормативными правовыми актами РФ, и включаются в главу 12 сводного сметного расчета (графы 7 и 8) (письмо Минстроя России от 15.10.2020 № 41307-ИФ/09).

Порядок применения приказа

Приказ № 421/пр не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения их в действие. На проектную документацию, разработанную по договорам, заключенным до его вступления в силу, и представленную застройщику до вступления в силу приказа № 421/пр, положения методики не распространяются.

Но по инициативе застройщика такая проектная документация (сметная документация) может быть пересмотрена в соответствии с методикой.

Материал подготовлен Т. Масловой
Поделиться в соц. сетях
Заказать обратный звонок

Позвонить
Отправлено! В самое ближайшее время наш менеджер свяжется с Вами.
Политика конфиденциальности
Простите за всплывающее окно, но мы обязаны предупредить, что наш сайт использует куки-файлы. Это помогает нам быть лучше и полезнее для вас.
Mail PIXEL