Оформление скидок по условиям договоров в «1С:Бухгалтерии 8»
Предоставление скидок, бонусов или премий в качестве стимулирующих выплат для покупателей способствует увеличению объемов продаж продукции или услуг. Как показывает практика, такой способ помогает как привлекать новых заказчиков, таки и удерживать старых, превращая их в постоянных.
Что такое скидка
Скидка – это снижение цены реализуемого товара, работы либо услуги. В случае, когда стоимость продукта не меняется, а клиент поощряется денежным или натуральным вознаграждением, ему предоставляется не скидка, а фактически премия (т.е. бонус).
Скидки, премии или бонусы должны быть предусмотрены заключенным договором. В нем должны быть полностью описаны условия и регламент их получения заказчиком: чтобы воспользоваться правом на скидку, он должен выполнить определяемые данным соглашением условия. Для подтверждения этого нужно составить соответствующий документ.
Операции по предоставлению скидки в «1С:Бухгалтерия 8» редакция 3.0
Могут быть 2 разные ситуации:
- стоимость товара или услуги была изменена до отгрузки или предоставления потребителю либо во время осуществления им покупки;
- стоимость изменена после того, как товар либо услуга были предоставлены клиенту.
В первой ситуации нет ничего сложного: заказчик получил документы на отгрузку (т.е. накладную и счет-фактуру), которые были заполнены уже с учетом предоставленной скидки. При этом продавец и покупатель больше ничего делать не должны.
Во втором же случае на время получения товара клиент не успел выполнить установленные условия договора, а значит, не имеет прав на скидку. По этой причине продавец оформляет первичные документы на основе определенной заранее начальной стоимости продукта или услуги. В этой ситуации приобретатель получает снижение цены на купленный товар, так сказать, «задним числом».
Имеется в виду изменение стоимости ранее составленного и подписанного договора, что не запрещено ГК РФ. Снижение цены уже после подписания контракта возможно в случаях и с соблюдением условий, предусмотренных в договоре (об этом говорится в п. 2 ст. 424 Гражданского Кодекса). Это означает, что обе стороны должны согласовать между собой все эти условия и ситуации.
Действия в программе на конкретном примере
- В «1С:Бухгалтерии 8» версии 3.0 продажу товара выполняют при помощи соответствующего документа, называющегося «Реализацией», вид операции выбираем «Товары».
- Указываем покупателя-контрагента и его договор в «шапке» «Реализации».
- В таблице вводим отгружаемую продукцию, ее количество и цену (скидку не учитываем); счета учета будут заполнены автоматически.
- Счет-фактура выписывается в нижней части документа: формируется документ «Счета-фактуры выданного».
- В процессе проведения документ в налоговом и бухучете спишет проданный товар с кредита счета 41.01 с названием «Товары на складах» в дебет счета 90.02.1, обозначенного как «Себестоимость продаж по деятельности с основной системой налогообложения» – фактически признает расходы.
- По кредиту «Выручки по деятельности с основной системой налогообложения» (счет 90.01.1) будет начислена выручка (в бухучете она будет учтена вместе с НДС, зато в налоговом – без данного налога).
- По дебету «Расчетов с покупателями и заказчиками» (счет 62.01) документ произведет начисление задолженности заказчику за продукцию.
- В бухучете по дебету «Налога на добавленную стоимость» (счет 90.03) и кредиту «Налога на добавленную стоимость» (счет 68.02) НДС окажется начислен.
- «Реализация» также произведет нужную запись и в регистре накопления «НДС Продажи» (книге продаж).
Программы 1С:Бухгалтерия 8