Письмо Минфина России от 24.08.2020 № 03-03-06/1/74033 дало нам отличный повод вспомнить об инвестиционном налоговом вычете.
Основания
Оснований для вычета сразу несколько (п. 2 ст. 286.1 НК РФ):
- не более 90 % суммы расходов, составляющей первоначальную стоимость основного средства;
- не более 90 % суммы расходов, составляющей величину изменения первоначальной стоимости основного средства;
- не более 100 % суммы расходов в виде пожертвований, перечисленных государственным и муниципальным учреждениям культуры и НКО на формирование целевого капитала;
- не более 85 % суммы расходов на создание объектов специальной инфраструктуры;
- не более 100 % суммы расходов на создание объектов транспортной и коммунальной инфраструктур, а также не более 80 % суммы расходов на создание объектов социальной инфраструктуры, которые являются условием для строительства жилья.
Вычет применяется к налогу на прибыль по ставке 20 %, исчисленному за налоговый или отчетный период. Даже если в налоговом периоде вычет не удалось использовать полностью, его остаток можно перенести на последующие периоды, если только это прямо не запрещает региональный закон.
Но обратите внимание: все варианты получения инвестиционного налогового вычета принимаются в совокупности.
Размеры
Напомним, что при вычете по основным средствам на оставшиеся неиспользованными 10 % можно уменьшить сумму налога, зачисляемую в федеральный бюджет. При этом данная часть налога на прибыль может быть снижена до нуля.
А вот в части регионального налога есть ограничение в виде предельной величины.
Она определяется в размере разницы между расчетной суммой налога, подлежащей зачислению в бюджет региона за отчетный период без учета положений ст. 286.1 НК РФ, и расчетной суммой налога, подлежащей зачислению в бюджет региона за отчетный период, определенной без учета положений ст. 286.1 НК РФ, с применением ставки 5 %.
Однако региональные власти могут выбрать не 5 %, а иной размер ставки, вплоть до нуля (письмо Минфина России от 01.03.2019 № 03-03-05/13582).
Кроме того, субъекты РФ вправе самостоятельно установить размер вычета на уровне ниже 90 % соответствующих расходов (письмо Минфина России от 15.08.2018 № 03-03-06/1/57690).
А в комментируемом письме чиновники добавляют следующее. Показатель предельной величины вычета рассчитывается применительно к соответствующей сумме налога на прибыль, подлежащей зачислению в бюджет соответствующего субъекта РФ за соответствующий период. Стало быть, для целей определения указанного показателя и вычета за тот же период в совокупности по всем видам расходов, указанным в статье 286.1 НК РФ (п. 2), региональные власти вправе установить только одну ставку налога на прибыль в размере, отличном от 5 %.
Для основных средств
Понятно, что инвестиционный вычет задумывался как некая выгодная альтернатива обычной амортизации. Его можно применить к основным средствам третьей–седьмой амортизационных групп по месту нахождения компании или ее обособленных подразделений.
Понятно, что если по объекту применен вычет, то амортизировать его уже нельзя (подп. 9 п. 2 ст. 256 и п. 7 ст. 286.1 НК РФ).
Кроме того, возможна ситуация, когда основное средство амортизируется, но его первоначальная стоимость увеличилась за счет модернизации, перевооружения и тому подобного.
Вычет можно применить и в отношении расходов на модернизацию, перевооружение и так далее. Но тогда получается, что часть стоимости основного средства будет продолжать амортизироваться, а часть будет списана в виде налогового вычета.
Обратите внимание: расходы на приобретение, создание, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение основных средств, в отношении которых налогоплательщик воспользовался правом на применение инвестиционного налогового вычета, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль (письмо Минфина России от 15.08.2018 № 03-03-06/1/57690).
И самое главное! Если налогоплательщик использовал право на применение инвестиционного налогового вычета в отношении основных средств в части их первоначальной стоимости, сформированной за счет расходов, понесенных в случаях приобретения, создания, реконструкции, модернизации и так далее, то при последующем отказе от использования вычета налогоплательщик уже не вправе в отношении таких объектов начислять амортизацию. Независимо от того, полностью или частично использован вычет (письмо Минфина России от 23.03.2018 № 03-03-06/1/18609).
Иначе говоря, если деятельность компании окажется убыточной, то учесть затраты на приобретение основных средств не удастся уже ни в виде налогового вычета, ни в виде начисления амортизации.

О планах на будущее
Есть законопроект № 1022670-7, в котором законодатель планирует прописать еще и инвестиционный вычет по НИОКР. При проведении НИОКР расходы на эти цели (подп. 1–5 п. 2 ст. 262 НК РФ) можно будет включить в инвестиционный налоговый вычет. До 90 % – на уменьшение платежей в региональные бюджеты, а на оставшиеся 10 % – в федеральный бюджет.
Этот вычет нужно будет прописать в учетной политике (п. 8 ст. 286.1 НК РФ).
Возможность для вычета появится в периоде, когда компания закончит НИОКР или даже отдельные этапы работ или хотя бы подпишет акт приема-сдачи.
Регионы у себя в законе должны будут прописать:
- право применить вычет в отношении расходов на НИОКР в виде амортизации основных средств и затрат на оплату труда;
- предельный размер расходов для вычета;
- категории компаний, которые получат право на вычет;
- виды НИОКР, по которым можно будет получить право на вычет.
Правда, возможность инвестиционного вычета будет связана и с некоторыми лишениями. Компании уже не смогут:
- формировать резерв под НИОКР (ст. 267.2 НК РФ);
- амортизировать нематериальный актив, созданный в результате таких НИОКР (п. 2 ст. 257 НК РФ).
Разумеется, если вы продадите нематериальный актив, который создали в результате этого НИОКР, или спишете его еще до того, как закончится срок его полезного использования, экономию на налоге на прибыль придется восстановить к уплате в бюджет, а также уплатить пеню.